Globethics.net: Поговорим о деньгах. Экономика этики в высшем образовании

Globethics.net: Поговорим о деньгах. Экономика этики в высшем образовании

Давайте поговорим о деньгах. «Покажите мне свой бюджет и счета, и я расскажу вам про ваши этические ценности» - простое правило. Сколько высшее учебное заведение тратит на заработную плату, на здания, на дискреционный фонд вице-канцлера, на маркетинг, на стипендии для бедных студентов, на работу с населением, на поездки? А каков национальный бюджет на образование страны?
Финансовые ограничения часто лежат в основе неэтичной практики в университетах и в системе образования в целом. Поэтому, чтобы трансформировать высшее образование, чтобы оно стало более этичным, мы должны понимать и влиять на его экономические основы.

Давайте просто посмотрим на несколько стран, в которых я преподаю и имею непосредственный опыт (благодаря нашей стажеру Мари Андрееску за цифры, которые она предоставила в своем исследовательском отчете). Так, в Нигерии число университетов, которые были официально признаны в качестве таковых, увеличилось в геометрической прогрессии: с 16 в 1980 году до 152 в 2017 году, причем число зачисленных студентов выросло в период с 2000 по 2015 год на 171 процент. В то же время государственный бюджет на образование сократился с десяти до семи процентов при нынешнем правительстве, в то время как военный бюджет увеличился на 17% с 2017 по 2018 год. Неудивительно, что профессора бастуют, а студенты страдают от неспособности завершить учебу, так как университеты закрыты. Неудивительно, что невыход на работу учителей увеличивается, поскольку они вынуждены зарабатывать достаточно денег, чтобы жить на других работах вместо того, чтобы преподавать.

В России количество студентов сократилось на 3 миллиона с 2010 года, а федеральные расходы на образование сократились в период с 2014 по 2016 год на 8,5 процента. После бума в частных университетах реформа университетов, введенная в 2017 году, позволила сократить количество университетов на 14 процентов в целях обеспечения качественного образования. В России до сих пор есть университеты, которые перечислены в рейтинге мирового уровня.

Великобритания - это страна с университетами, которые занимают лидирующие позиции. Однако, казалось бы, бесконечная борьба и неопределенность процесса «Brexit» ставит университетскую систему Великобритании в уязвимое положение. Чтобы оставаться конкурентоспособными на международном уровне, правительство вынуждает университеты резко снижать плату за обучение. Это оставляет проблему поиска способов компенсировать недостающий доход? Даже университеты мирового класса, такие как Кембридж и Оксфорд, сталкиваются с этическими проблемами; опрос студентов по этике в британских университетах оценил Кембридж с точки зрения этики намного ниже, чем его высокий академический ранг.

Китай быстро растет с точки зрения количества и качества высших учебных заведений. Число зарегистрированных студентов выросло на 480 процентов в период с 2000 по 2015 годы, что означает, что в стране на 36 миллионов больше студентов с высшим образованием, и за тот же период рост населения составил всего 8%.

В то же время профессора все более и более ограничены в своей академической свободе, поскольку партийная доктрина и ее социалистические ценности контролируют рамки образования, которые должны строго соблюдаться в академическом преподавании и исследованиях.

Система академических рейтингов также должна развиваться критически. В настоящее время недостаточное признание уделяется крайне разнородной экономической ситуации университетов в разных странах или этическим рейтингам. Давайте возьмем в качестве примера Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе, который находится всего в одном километре от моего дома, где я пишу эту редакционную статью. Почему он входит в шестерку лучших университетов в мировом рейтинге университетов? Одна из основных причин заключается в том, что она платит одну из лучших зарплат и, следовательно, может привлекать нобелевских лауреатов и инвестирует в лучшие исследовательские технологии. Йельский и Стэнфордский университеты в США недавно подверглись коррупционным скандалам с голливудскими звездами, которые платили взятки за прием своих детей. В результате ни один из этих лучших университетов не был понижен. Давайте добавим дополнительные этические критерии и вклад в Цели ООН в области устойчивого развития в рейтинги университетов!

Экономика этики в высшем образовании может начаться с вас и меня как отдельных личностей, с одного отдела, кампуса и целого университета. Кроме того, она нуждается в диалоге и пропаганде с национальными университетскими комиссиями, парламентами и правительствами по бюджету. Это является частью нашей программы Globethics.net по этике в высших учебных заведениях. Давайте укреплять наше сотрудничество и на этом уровне. Давайте поговорим о деньгах и об этике.

Кристоф Штукельбергер, член Координационного совета, профессор этики и теологии Университета Базеля, профессор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ", учредитель и президент Некоммерческого фонда Globalethics.net (Женева), а также исполнительный директор женевского Фонда Agape, являющегося одним из партнеров  Globalethics.net 

Источник: https://www.globethics.net/blog/-/asset_publisher/PHtOEQkH6J2J/blog/let%E2%80%99s-talk-about-money-the-economics-of-ethics-in-higher-education

Фонд кардинала Поля Пупара
РАНХиГС
Национальный банковский клуб Ассоциация российских банков
FederBio
Российский союз промышленников и предпринимателей
Московская ассоциация предпринимателей
Национальный союз зернопроизводителей
Русская Православная Церковь
Globethics
Международная промышленная академия